Искусство на высоте: картины, созданные дронами
Почему в дроносфере нужны гуманитарии, и как искусство использует технологии
Вовлечение
Технологии
Обзор
Беспилотники сегодня не просто летают — они танцуют, участвуют в театральных постановках, снимают кино, фотографируют и рисуют. Дроны стали новым инструментом для создания искусства. В этом материале — три примера самых ярких произведений дрон-арта в России и две истории о людях, которые пробуют возможности дроносферы, чтобы создавать картины.
Дрон-искусство
Дроны уверенно осваивают мир искусства — от фотографии до театра и уличной живописи. В 2025 году работа «Сова» Виталия Головатюка вошла в ТОП-101 первой премии «Международного астрофотографа года» в новой номинации по пейзажной аэрофотографии. Организаторы конкурса ввели её, заметив, что с каждым годом воздушных кадров становится всё больше.

На театральной сцене дроны тоже находят своё место. В спектакле «Текст» Максима Диденко актёры снимали друг друга на телефон и транслировали видео на экран, а дрон снимал происходящее сверху. Он то разрушал «четвёртую стену», то создавал новую — из живых декораций самих актёров.

В стрит-арте дроны уже рисуют гигантские картины. Художник Миша Мост вместе с командой «Сверх» создал крупнейшие в России муралы, написанные беспилотниками. «Эволюция 3.1» площадью 300 м² появилась на Архипелаге-2023 в Новосибирске, а в следующем году дроны-художники расписали стену в Южно-Сахалинске — 140 м².
Виталий Головатюк «Сова».
Топ-101 International Aerial Photographer of the Year 2025
Новосибирск, Архипелаг 2023
Южно-Сахалинск, Архипелаг 2024
В 2025-м на Архипелаге впервые прошёл конкурс-хакатон «Артоматика». Его участники программировали рой дронов, чтобы те в полностью автоматическом режиме нарисовали картину. Среди опытных инженеров и программистов выделялись Маргарита и Светлана — молодые дизайнеры, которые впервые запускали дрон. Их команда MISIS Flight Mode заняла второе место.
У дрона есть свой стиль
Маргарита Болгар, коммуникационный дизайнер в «Яндекс.Картах», уверена: искусство, созданное с помощью искусственного интеллекта, может быть трогательным и искренним. На хакатоне дизайнеры придумывали картины сами, но наносили их на холст уже дроны — словно кисть, продолжение руки художника.

— Дрон-картины — это не только моя личная проекция, но и проекция самого беспилотника. Мне хочется наделить его «живостью» и сказать, что эта работа проходит не только через моё видение, но и через его, — говорит Маргарита.

Рой беспилотников создавал картину в полностью автоматическом режиме. Дизайнеры заранее обучили нейросеть так, чтобы дроны, следуя по эскизу, не сталкивались и наносили каждый свою часть рисунка. Крошечный дрон компании «Сверх» с закреплённым баллончиком краски стал тем самым инструментом, который придал картине особенность — уникальные линии и почерк, возможный только в дрон-искусстве.
С помощью дронов можно сделать такие абстракции — вроде неаккуратные, как будто нарисованные рукой ребёнка. Мне очень близок этот стиль
Зачем дроносфере гуманитарии
Светлана Шубина, продуктовый дизайнер в стартапе, уже несколько лет работает с визуалом, но давно мечтала попробовать себя в робототехнике, особенно в дронах.

— Эти дни я не думала буквально ни о чём, кроме дронов — настоящее погружение, — рассказывает Светлана. — Здесь миллион проблем в минуту: всё ломается, вокруг постоянно пищат аккумуляторы, пульты, сами дроны. Но это никого не выводит из себя — наоборот, все спокойно ищут решения. Это умение превращать проблему в задачу, которую можно решить, я бы хотела перенять у людей из дроносферы.

По образованию она лингвист и уверена, что в университете получила не только профессию, но и особый образ мышления. Для переводчика важно уметь видеть и общее, и частное — этот навык, по её словам, полезен и в беспилотной отрасли.

В дроносфере востребованы коммуникативные методики, которые гуманитарии осваивают в ходе учёбы. Умение структурировать информацию и находить зависимости в естественных языках легко переносится на языки программирования.
Лингвистика — это настоящая аналитика, которая нужна в IT и беспилотии. Мы, филологи, по-особенному выстраиваем решения и собираем целостные продукты из отдельных деталей
Куб с летающими гранями
Картина «Куб с летающими гранями», созданная Маргаритой, Светланой и четырьмя дронами-художниками, стала философским диалогом между беспилотниками. Авторы стремились отразить в ней «взлёты и падения» дронов, показать, как машины видят куб, наблюдают его и одновременно создают. Главная задача дизайнеров — очеловечить летающих роботов, показать их доброе и осмысленное участие в творческом процессе.
Вдохновением для художниц послужил куб, элементы которого разлетаются и парят, создавая ощущение динамики и многослойности
— Мы как дизайнеры стремились создать работу, которую можно отнести к технологическому искусству — направлению, сочетающему творчество и современные технологии. К тому же, по моему мнению, любая работа с техникой, автоматикой, цифровыми инструментами уже несёт в себе особую эстетику и чувство причастности к чему-то сложному и инновационному, — отмечает Светлана.