Сделать дрон не страшным
Как промышленные дизайнеры помогают отечественным беспилотникам на пути к мировой славе
Вовлечение
Обзор

Фото: usaevdesign.com

Спрос на дроны со стороны бизнеса и государственных структур растет с каждым годом. Но мы по-прежнему мало доверяем им. Российские инженеры и конструкторы умеют создавать беспилотники для разных целей — от сельского хозяйства и мониторинга лесов до грузовой доставки и поиска людей. Но сами устройства часто вызывают страх и недоверие. Именно поэтому им нужен промышленный дизайн.
Дизайн беспилотника для ощущения безопасности
Дроно-доставка в городе часто изображается так: коптер с подвешенной коробкой. На картинке это похоже на символ будущего, но в реальности такая конструкция у большинства людей вызовет тревогу. Она кажется ненадежной и небезопасной, даже если технически это решение работает безотказно. Чтобы дроны действительно стали частью городской среды, они должны выглядеть не как экспериментальные аппараты, а как продуманные, завершенные устройства, которые внушают доверие: приятный дизайн, понятная логика работы.

— Внешний облик дрона играет огромную роль в ощущении доверия и безопасности: нам важно чувствовать уверенность, что он не подведет и не доставит неприятностей. Внешний вид должен вызывать чувство спокойствия и доверия. Ведь летающий робот должен не только соответствовать всем критериям надежности и безопасности, но и зрительно убеждать нас в своей безотказности и высоком качестве — именно это называют воспринимаемым качеством, когда, глядя на изделие, мы понимаем, что перед нами продукт передовых технологий и проверенного качества.
Екатерина Чечиль, руководитель направления промышленного дизайна и технической эстетики Центра компетенций по БАС Университета НТИ 2035
— Психология зрительного восприятия такова: для наблюдателя важно, чтобы летающий дрон визуально представлял собой целостную композицию корпуса и груза, и не создавал ощущения, что груз вот-вот оторвется и упадет.
Александра Алымова, промышленный дизайнер, сооснователь проектного дизайн-бюро I.D.E.A.L.3, преподаватель МГТУ им. Баумана и Британской высшей школы дизайна.
Ощущение небезопасности создают и открытые вращающиеся винты. Даже если система технически не травомоопасна, важно визуально подчеркнуть: лопасти не представляют угрозы, не причинят вреда человеку.

— За счет того, что опасные элементы, например винты, можно закрыть защитой, даже если не предполагается контакт дрона с человеком, мы можем добиться большего принятия беспилотников в городской среде.
Дмитрий Мареев, промышленный дизайнер, руководитель студии FORMA Industrial Design, куратор бакалаврской программы «3D промышленный дизайн и инжиниринг» в СПбГУПТиД.
Чтобы визуально сделать дрон более безопасным, можно с помощью стилевых приемов в дизайне переключить внимание с самого дрона на что-то другое, например, акцентировать внимание на узнаваемом образе транспортной компании.

— Для сервисов доставки в городской среде хорошим решением станет кастомизация под конкретные и уже известные бренды, — говорит Александра Алымова. — Например, у «Самоката» очень узнаваемый, яркий розовый стиль. Если дрон выполнен в этом брендинге, горожанину сразу понятно, что летит именно «Самокат», с которым он уже  знаком и которому он уже доверяет, а не неизвестный летающий объект с непредсказуемым назначением.
Дружелюбный дизайн беспилотника
Успешный кейс наземных роботов-доставщиков «Яндекса» — их дружелюбный дизайн с округлыми формами, «глазами» и ростом ниже ребенка. Это наглядный пример того, как беспилотники можно адаптировать к человеческому восприятию.

— Когда мы будем создавать беспилотников-пожарных, по сравнению с серьезными ЗИЛами и КАМАЗами они будут выглядеть малышами, — рассказывает Дмитрий Мареев. — Приятной ассоциацией станет дизайн в стиле «детеныша пожарной машины». Если добавить немного человечности в интерфейсе — глазки и прочие детали — получится отлично. Вспомните хотя бы робота Валли!

Важны не только плавные линии и ощущение безопасности или «детскости». Дрон должен восприниматься как нечто большее, чем просто машина.

— Когда мы создавали концепцию Pioneer Mini 2 — учебного дрона компании «Геоскан», — мы понимали, что этот продукт предназначен для подрастающего поколения. Они делают первые шаги в мире беспилотия. Мы хотели разработать такой дизайн, который сделает дрон для подростка другом и спутником. Нам хотелось показать его «душу», чтобы подростки видели в нем не просто предмет, а личность, которой хочется дать имя.
Родион Усаев, разработчик дизайн-концепций для Geoscan, основатель студии USAEV DESIGN, ведущий промышленный дизайнер в Студии Лебедева, преподаватель и куратор направлений промышленного дизайна в Британской высшей школе дизайна, преподаватель промышленного дизайна в МИСИС.
Pioneer Mini 2 — учебный дрон компании Geoskan. Дизайн: Студия USAEV DESIGN
Дизайн должен быть простым
— Промышленный дизайн — это искусство трансляции конкретных ощущений для конкретной аудитории. Потому опыт дружелюбных роботов-доставщиков подходит не всем сегментам рынка. Каждому типу продукции соответствуют особые требования: с учебными роботами «Геоскан» будут работать школьники, бытовых роботов будут использовать семьи, дронов для экшн-съемки — операторы. Автомобильные бренды давно осознали эту закономерность: машины создаются с расчётом на статус и настроения водителя — это автомобиль предпринимателя, для семьи с детьми и т. д. — рассказывает Екатерина Чечиль.

Успех компаний BORK и Dyson подтверждает: грамотный промышленный дизайн позволяет поднять цену на товар в разы — не за счет дорогостоящих материалов, а за счёт сильного ощущения ценности.

— Промышленный дизайн вовсе не сводится к роскоши или ультра-технологиям. Иногда самые простые решения превосходно справляются с задачами, оставаясь простыми, но не примитивными. Между простотой и примитивизмом огромная разница, — подчеркивает Екатерина Чечиль.
Дизайн, который чувствуешь руками
Промышленный дизайн не поддерживает идею «украшательства», а базируется на системном подходе к проектированию. В центре внимания — человек и его потребности, которые удовлетворяются разработкой оптимального решения с учетом стиля, эргономичности, технологичности, трендов и так далее.

— В ходе своей промдзайнерской практики я часто сталкивалась с неверным, а порой стереотипным восприятием промышленного дизайна, — делится ​​Александра Алымова. — Как меня только не называли: и художником, и творцом, и специалистом по эргономике. Стереотип о промышленном дизайнере был таков: либо он проектирует промышленные здания, либо просто приходит и наводит красоту — раскрашивает и рисует цветы.

— У промдизайна есть несколько уровней, — объясняет Дмитрий Мареев. — Есть задачи, где техническое задание так жестко прописано, что ничего менять нельзя — тогда можно внести лишь мелкие корректировки, например, поменять цвет или добавить наклейки. Это действительно украшательство. Есть уровень стайлинга, когда начинка остается прежней, но заново проектируется корпус. Есть уровень дизайн-процесса, когда мы перепридумываем изделие целиком, проектируем производство с нуля и уже под концепцию подбираем внутренние компоненты. И, наконец, высший уровень — это дизайн-менеджмент, когда все решения в корпорации принимаются, исходя из интересов клиента.


Промышленный дизайн — это человекоориентированный подход в проектировании. Причем «целевой аудиторией» здесь могут выступать не только конечные пользователи, но и те, кто будет это производить, собирать, доставлять, продавать и все те, кто взаимодействует с объектом разработки на всех стадиях его «жизни». Если, например, упаковка сделана настолько неудачно, что продукт внутри нее можно легко повредить еще на полке магазина, то это создаст явную проблему и для поставщика, и для продукта, вплоть до того, что его вытесняют с рынка.

— Конечный пользователь — это оператор. Но кто переносит и перевозит беспилотник в процессе эксплуатации? Мы видели, как четыре человека переносят дрон весом несколько десятков килограммов, держась за его лучи и постоянно задевая пропеллеры и цепляясь ножки. В итоге все четверо одновременно испытывают дискомфорт из-за логистики одного устройства — и делать это им приходится постоянно, — рассказывает Александра Алымова.

— Если мы хотим, чтобы больше людей становились операторами и разработчиками дронов, нужно позаботиться об ощущении: когда берешь в руки пульт и чувствуешь себя классным. Оператор не должен уставать из-за слишком тяжелого пульта или путаться в интерфейсе, который не является интуитивно понятным.
Екатерина Чечиль, руководитель направления промышленного дизайна и технической эстетики Центра компетенций по БАС Университета НТИ 2035
Какая душа у русского беспилотника?
Активное развитие промышленного дизайна в беспилотной сфере сегодня объясняется не только технологическим прогрессом, но и экономикой.

— В креативных индустриях нередко повторяют, что стоимость бутылки воды определяется дизайном бутылки, хотя содержимое внутри одинаковое. То же справедливо и для беспилотников: одних лишь конструктивно-функциональных решений недостаточно — люди вряд ли купят устройство, если оно не произведет нужное впечатление. Внешний вид, эстетика и интуитивность использования важны ничуть не меньше, чем внутренняя начинка — отмечает Екатерина Чечиль.

Алексей Туполев говорил: некрасивый самолет не летает. Потому что он был не только инженером-конструктором, но и отвечал за потребительские свойства самолета, — добавляет она.

По мере того как компании выходят на международный рынок, формируется образ и бренд «русского беспилотника».

— Отечественный дизайн-код — это очень мощный инструмент, который позволит нашим производителям быть узнаваемыми на международном рынке, — считает Александра Алымова.

Национальная модель дизайна всегда опирается на социокультурный контекст: немецкая традиция связана с надежностью, японская — с минимализмом, итальянская — с яркостью и страстью. Задача промышленных дизайнеров в России — понять, каким должен быть внешний вид беспилотника, чтобы сразу было ясно: он российского производства. При этом подход должен быть системным и аккуратным. «Недостаточно просто приклеить флаг или добавить русской символики. Мы уже второй год обсуждаем с коллегами возможность создания гайдлайна, который станет вектором развития дизайнерской мысли о российском авиабеспилотии», — подчеркивает Александра Алымова.
Результаты Дронотона Университета 2035: дизайн-концепции моделей дронов. В течение двух недель 50 человек работали над заменой иностранных деталей на отечественные аналоги с целью создания на 100% отечественного дрона

— Дизайн-код русского беспилотия — это рассказ о наших ценностях, уникальных чертах и подходе, — соглашается Родион Усаев. — Мне кажется, российский беспилотник — это продукт надежный, универсальный и простой — легкий в использовании и интуитивный.

Пока говорить о едином «дизайн-коде» рано: компании только начинают отстраиваться друг от друга. Но поиски этого образа уже идут. «Нам важно начинать формулировать характеристики и слова, которыми мы будем обозначаем стиль российского беспилотника, чтобы это звучало так же емко, как „Quadratisch. Praktisch. Gut“ (Квадратный. Практичный. Хороший. — слоган шоколада Ritter Sport и немецкого дизайна, — прим. ред.). Для меня концепция могла бы звучать как „державный технологичный российский дрон“», — говорит Екатерина Чечиль.

Александра Алымова добавляет еще один акцент: «Российские социокультурные особенности — это сочетание силы духа, инновационного подхода, многогранности и неизменной готовности поддерживать других. Для нас неприемлема позиция отстраненности по принципу „моя хата с краю“. Образ отечественного беспилотника может воплощать мощь, лаконичность и строгость, но при этом оставаться открытым и радушным».
Алексей Туполев
Советский авиаконструктор, продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Ту-144, участвовал в проектировании космического корабля «Буран»